В результате военной агрессии россии против Украины ключевые украинские порты оказались в блокаде. Невозможность вывоза украинской продукции, в частности, сельскохозяйственной, переросла в глобальную проблему, следствием которой может стать продовольственный кризис во всем мире.
В текущих условиях возросла нагрузка на Дунай и Сулинский морской канал, через которые сейчас осуществляется значительная часть украинского экспорта. Многие суда вынуждены находиться в очереди до десяти и более суток.
Европейская Бизнес Ассоциация отмечает, что каждый день простоя обходится украинским экспортерам примерно 500 тыс. долларов в сутки.
В этой связи эксперты Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации обратились к Генеральному секретарю ООН, исполнительному вице-президенту Европейской Комиссии и временному поверенному по делам Украины в Румынии с предложением ввести ряд мер по решению ситуации в Дунайском регионе.
В частности, компании предлагают принимать одновременно до шести судов (на сегодняшний день под соответствующие цели выделено румынской стороной только два причала), увеличить время работы Сулинского канала, разрешить движение по каналу в темное время суток, что может позволить увеличить проходную способность вдвое. Целесообразно было бы также разрешить внеочередную регистрацию судов, если есть свободный причал.
Максимально допустимую скорость прохождения канала можно было бы увеличить с учетом специфики конструкции самого канала (на данный момент это 5,65 узлов = 6,5 миль/час).
Также бизнес предлагает рассмотреть возможность рейдовой перевалки в портах Сулина и Констанца, а также вдоль 61-й мили реки Дунай при полной загрузке, то есть отсутствии свободных портов.
Представители Европейской Бизнес Ассоциации считают такие шаги, часть из которых уже ранее была озвучена украинской стороной, вполне реальными. Их применение позволило бы ускорить, а затем увеличить транспортные потоки по реке Дунай, а значит, и увеличить объемы экспорта аграрной продукции Украины.
В то же время менеджер Комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации Дарья Сичкарь отмечает, что европейские компании выражают готовность и желание профинансировать перевозки украинского экспорта, но они опасаются военных рисков, из-за которых могут быть разорваны новые логистические цепочки.
Поэтому компании ожидают от государственных органов гарантий защиты инвестиций – подобное уже существует для экспорта. И сейчас основным вопросом является страховое покрытие. Украинские власти разработали гарантии для безопасного прохода судов в акватории украинских портов Дунайского региона и перевозок по железной дороге. Поэтому в Европейской Бизнес Ассоциации надеются, что этот механизм будет реализован в ближайшее время.