Электронная медкарта вместо бумажной: когда она наконец-то заработает

12:14, 17 февраля 2022

Никаких бумажек и справок с неразборчивыми записями врача. Еще в прошлом году ведение медицинских записей в электронной форме стало обязательным. Постепенно бумажные медкарты должны заменить электронные.

Как должно быть?

Сейчас все больницы ведут медицинские записи в электронной форме. Без этого они не могут получать финансирование.

Каждая больница подключена к одной из медицинских информационных систем (МИС). Через нее вводится информация о лечении пациента, услугах, которые предоставляет ему доктор. Все данные хранятся в центральном компоненте, который принадлежит государству.

Самих МИС, через которые вводятся данные, много – это Helsi, “Электронная больница 2.0”, “Днепр МТ”, “Поликлиника без очередей” и т. д.

Информация по электронной системе передается в Национальную службу здоровья Украины, которая затем оплачивает работу врачей в соответствии с записями.

Все медицинские записи относительно одного человека и являются его электронной медицинской картой. Их можно найти в электронном кабинете пациента на сайте медицинской информационной системы.

В электронном кабинете можно записаться на следующий визит к врачу, получать результаты диагностики и анализов, видеть рецепты на лекарства и направления.

Сейчас более 13 млн пациентов имеют электронную медицинскую карту, говорят в НСЗУ.

Как на самом деле?

Пока что врачи вынуждены параллельно вести и бумажную карту, и электронную.

Хотя и есть приказ Минздрава, что при ведении электронных записей не нужна бумажная карта, но также есть еще другие противоречивые приказы. Например, требования по больничным листам и справке о смерти.

Проблема и в том, что пожилые люди не могут пользоваться медкартой в электронном виде. Поэтому для них тоже дублируют записи.

Вторая проблема – это то, что информация с электронных систем может исчезать. Вся информация, что вводилась в течение года, может просто не отображаться в программе.

Это происходит, когда меняется МИС.

Когда электронные карты заработают полноценно?

Проблем с компьютерами в кабинетах семейных врачей, терапевтов и педиатров нет.

Каждое рабочее место врача первичного звена – семейного врача, терапевта, педиатра должно быть компьютеризированным – это обязательное требование НСЗУ к больницам. Для стационаров требования другие – на отделение должен быть по меньшей мере один компьютер. При потоке пациентов более 100 в сутки – от двух компьютеризованных мест.

А вот чтобы полностью отказаться от бумажных документов, Минздрав должен принять изменения в приказы, говорят в НСЗУ.

Вместе с тем в этом году продолжат запускать новые электронные сервисы:

  1. Электронный больничный. Этот сервис позволит избавиться от бумажной медлительной работы по оформлению листка нетрудоспособности как для пациента, так и для врача с работодателем.
  2. План лечения. Этот модуль поможет врачу сделать все необходимые назначения и облегчит контроль за выполнением этих назначений, в тому числе для пациентов с хроническими заболеваниями.
  3. Электронный кабинет для пациента. Сервис позволит пациенту видеть собственную электронную медицинскую карту, подавать декларации онлайн, предоставлять доступ к собственным данным.

Почему врачи теряют введенные данные? Все МИС, которыми пользуются медучреждения, – частные. Они имеют базовый функционал, через который информация передается в единый государственный реестр медицинских данных – Центральную базу данных электронной системы здравоохранения.

Объем и перечень этих данных определяет государство. Сейчас в реестре хранятся ключевые медицинские параметры – диагноз, причины обращения, направления и т. д.

Но каждая МИС имеет свой дополнительный функционал, который врачи используют для ведения электронных медицинских карт пациентов, часто содержит гораздо больше медицинских данных о пациенте, чем предусмотрено хранить в ЦБД ЕСОЗ.

✅ Подписывайтесь на наш Телеграм-канал: здесь.