В чьих руках судьба Арцизских многоэтажек?!

20:00, 10 ноября 2016

С 1 июля 2016 года вступил в силу Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII (далее – Закон № 417). Закон № 417 задекларирован как разрушающий неоправданную монополию ЖЭКов с целью дать возможность жильцам самостоятельно определяться с формой управления их многоквартирным домом. Иными словами, данное законодательное новшество призвано привить гражданам Украины отношение к своему дому как к своей частной собственности.

Положениями ч.1 ст.9 Закона № 417 предусмотрены три формы управления многоквартирным домом: 1) жители могут создать самостоятельное управление совладельцами, которыми считаются собственники квартиры или нежилого помещения в многоквартирном доме (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 417); 2) собственники квартир могут объединиться в общество совладельцев многоквартирных домов, что будет являться неприбыльной организацией; 3) путем проведения собрания может быть выбрана управляющая компания, которая по договору с совладельцами будет обеспечивать надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и придомовой территории, надлежащие условия проживания и удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд (п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 417).

В соответствии с Законом №417, если жильцы не создадут общество совладельцев многоквартирного дома (ОСМД) или самостоятельно не передадут свой дом управителю – физическому лицу-предпринимателю или юридическому лицу, за них это сделают местные власти, которые назначат управляющего на конкурсной основе.

Причем нормами Закона №417 установлено, что до определения формы управления совладельцами многоквартирного дома, но не более одного года со дня вступления в силу, услуги по содержанию такого дома оказывает субъект хозяйствования, определенный исполнителем услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий.

Какие основные преимущества Закона №417? Во-первых, для каждого дома будет открыт расчетный счет, деньги на котором будут накапливаться и расходоваться под контролем жильцов, самостоятельно определяющих необходимость проведения тех или иных работ. Расходные операции будут возможны лишь с согласия старшего по дому, кроме того, каждый житель сможет контролировать сумму, которая находится на счету. Во-вторых, исчезает понятие ежемесячной выплаты заработной платы исполнителю работ, – оплата осуществляется только за конкретно выполненную работу, как вознаграждение управителю, сумма которого заранее обговаривается на собрании до подписания договора.  Соответственно, если работа не выполняется, то деньги остаются на счету (в отличие от коммунального предприятия, где производится ежемесячная оплата и в конце месяца баланс равен нулю). В-третьих, в соответствии с Земельным кодексом  Украины,  земля под многоквартирным домом будет безвозмездно передана в собственность или постоянное пользование совладельцам многоквартирного дома. Также совладелец имеет право свободного доступа к технической документации на многоквартирный дом (ч. 4 ст. 5 Закона№417). Совладельцы имеют право: свободно пользоваться общим имуществом многоквартирного дома с учетом условий и ограничений, установленных законом или решением совладельцев; участвовать в управлении многоквартирным домом лично или через представителя; получать информацию о техническом состоянии общего имущества многоквартирного дома, условиях его содержания и эксплуатации, затратах на содержание общего имущества многоквартирного дома и поступлениях, полученных от его использования; безвозмездно получать информацию о субъектах права собственности на все квартиры и нежилые помещения в многоквартирном доме и о площади таких квартир и помещений в порядке и пределах, определенных законом; знакомиться с решениями (протоколами) собрания совладельцев, листами опроса, делать с них копии; на возмещение виновным лицом убытков, причиненных общему имуществу многоквартирного дома, в размере, соответствующему доле каждого совладельца и другие права.

В трех городах Одесской области собственники многоквартирных домов уже определились с формой управления. В Арцизе также стартовала жилищно-коммунальная реформа. Арцизская районная государственная администрация поддерживает и приветствует решения жильцов тех многоквартирных домов, которые определились с формой их управления. Согласно информации, размещенной на сайте Арцизского городского совета, таких домов четыре: по ул. Преображенской №13-а, ул. Добровольского №2, ул. Добровольского №3-б, ул. Добровольского №1. Для обслуживания жильцы этих домов выбрали ООО  «Арцизская управляющая компания». На сегодняшний день уже видна работа этой компании: проведен  капитальный ремонт освещения подъездов и придомовых территорий, вымыты, выкрашены окна в доме на Добровольского № 1, организована генеральная уборка придомовых территорий и т.д. В планах на ближайшее будущее – внутренний и наружный косметический ремонт зданий, полная инспекция канализационных колодцев и их сетей совместно с представителями    КП “Водоканал”. Люди довольны работой, а самое главное – у них появился выбор на рынке коммунальных услуг, что свидетельствует об успешном проведении реформы в отрасли.

Вместе с тем, в процессе реформирования г.Арциз столкнулся и с некоторыми проблемами. Так, реформа встречает сопротивление со стороны мэрии города, которая всячески блокирует процесс перехода к новым формам управления. Как стало известно, Владимир Михов дезинформирует людей, публично обещает, что КП «Житловик» будет продолжать работать (что противоречит Закону №417), а также призывает жильцов многоквартирных домов (даже избравших управляющую компанию) оплачивать услуги коммунального предприятия, тем самым затягивая процесс осуществления реформы. С одной стороны, это объяснимо, ведь мэр утрачивает возможность управлять админресурсом, осуществлять пиар-компании за счет самих же граждан и теряет доступ к финансам. Однако из-за необдуманных заявлений городского головы и действий коммунального предприятия люди в определившихся домах перестали получать субсидии, т.к. соответствующие договора заключены с частной управляющей компанией, а фактическая оплата поступает в коммунальное предприятие. Но нерешенных проблем остается немало, например, умышленно затягивается процесс списания домов, который должен был начаться еще два месяца назад согласно постановлению Кабинета Министров Украины «Об утверждении порядка списания с баланса многоквартирных домов». Кроме того, процессу реформирования препятствует желание некоторых граждан жить по-старому и элементарная юридическая неграмотность. 

Будем следить за дальнейшим развитием событий.