В Украине топливный кризис отразился не только на частном транспорте, водители которого часами стоят в очередях на АЗС, но и на ценах в общественном транспорте. Стоимость проезда выросла по всей Украине.
Какая ситуация в разных городах, рассказали в эфире телемарафона корреспонденты ТСН.
Киев
В Киеве с 21 мая проехаться в маршрутке стоит уже 15 гривен. Не исключено, что цена в ближайшее время подскочит и к 20-ти. Пригородные маршруты сразу подорожали вдвое. К примеру, добраться до столицы из Вишневого теперь не 18, а 35 гривен.
Столичные власти обещали, что билеты на городской электротранспорт до окончания войны дорожать не будут. Но возить киевлян по 8 гривен убыточно, говорят местные депутаты. Итак, чиновники уже заговорили о поднятии тарифов. Предлагают либо поднять стоимость проезда, либо увеличить дотации.
Еще в прошлом году киевлян пугали, что стоимость проезда в столичной подземке подскочит втрое – до 22 гривен. Но этого не вышло. Сейчас тариф 8 гривен, а если приобрести сразу 50 поездок – по 6,5 грн. Поезда стали курсировать чаще. В час-пик каждую минуту.
Днепр
Уже год неизменны тарифы в Днепре. Восемь гривен – трамвай, троллейбус и метро. В подземке вообще в конце февраля отменили плату за проезд после полномасштабного вторжения, вернули ее с 1 июня. Почти все маршрутки в городе – по 10 гривен. Тариф еще держится, но повышение неизбежно, признают и перевозчики, и должностные лица мэрии. С нынешними ценами на горючее проезд в маршрутках может достичь 20 гривен. Сейчас еще продолжаются расчеты. В мэрии говорят: по крайней мере, несколько недель еще будет оставаться старый тариф. Стремительное повышение уже почувствовали пригорода Днепра. Проезд в маршрутках в областной центр подорожал на 50% и даже 90%.
Львов
Уже неделю, как во Львове на 5 гривен – до 15 подорожал проезд в городских автобусах. Цена в трамваях и троллейбусах не изменилась. Сохранили и бесплатный проезд для всех льготников. В последний раз стоимость проезда в общественном транспорте Львова повышали ровно год назад – с 7 до 10 грн. Чтобы сэкономить горожане пересаживаются на электросамокаты и велосипеды. У кого же нет собственного двухколесного – пользуется прокатами. На самокаты снизили тарифы – сейчас просят от 5 грн за разблокировку и 1,5 за каждую минуту пользования. Учитывая, что трафик в городе вырос в разы из-за внутриперемещенных лиц, пересесть на экологический транспорт и дешевле, и экологичнее.
Луцк
На Волыни в Луцке цены на проезд в маршрутках уже через неделю должны подскочить с 8 гривен до 12 и даже 13, анонсируют местные власти. Все из-за роста цен на дизель, комплектующие и шины. Стоимость проезда в троллейбусах и автобусах для лучан также планируют поднять до 10 гривен, но позже. Пока билет стоит 6 гривен для взрослых и 3 для учащихся.
Хотя в городе много временно перемещенных лиц, пассажиропоток упал на четверть. В настоящее время каждый день городской транспорт перевозит 90 тысяч пассажиров, до войны было 120 тысяч. Электротранспорт работает в убыток. Себестоимость перевозки одного пассажира вдвое выше стоимости билета.
Одесса
Одесситы массово пересаживаются на электрический общественный транспорт. Из-за дефицита горючего и его существенного подорожания в Одессе количество маршрутных автобусов резко уменьшилось и на остановках начали выстраиваться очереди, поэтому пассажиры начали искать альтернативу. В то же время владельцы маршруток, чтобы не потерять заработок, заговорили о повышении стоимости проезда с 10 гривен до 15. Пока цена остается старой, потому что решение не спешат принимать в мэрии, чтобы не раздражать лишний раз пассажиров. На маршрутах увеличили количество трамваев и троллейбусов и цена на них остается 7-8 гривен в зависимости от способа оплаты.
Сумы
В Сумах ни война, ни подорожание горючего не повлияли на стоимость проезда в общественном транспорте. Тариф неизменен с октября прошлого года. Дешевле всего перемещаться по городу в коммунальных троллейбусе или автобусе – 6 гривен. Школьники, пенсионеры и льготники – бесплатно. А с мая право на бесплатный проезд получили и представители добробатов. Впрочем, на маршрутах коммунального транспорта заметно меньше, чем до войны, поэтому приходится долго ждать. Кто же спешит – может воспользоваться маршруткой – взрослые ездят по 10 гривен, школьники – по 5. Ну и почти роскошь – ездить в Сумах на такси. Послевоенные цены подскочили почти вдвое. К примеру, чтобы съездить в село в 20 километрах от Сум, придется выложить 600 гривен.