13 миллионов просмотров на Ютуб-канале: известный одесский физик раскрывает секрет успеха

10:24, 23 июня 2019
Павел Виктор

Сейчас на его Ютуб-канале более 13 миллионов просмотров и почти 300 тысяч подписчиков. Одесский учитель физики Павел Виктор начал снимать для своих учеников углублённый курс физики, но со временем его деятельность начала интересовать не только школьников, а студентов с разных стран и других учителей. Уже сейчас на канале учителя собрано более 600 видеоуроков по физике.

Мы решили узнать в Павла Андреевича, какие уроки выйдут в новом учебном году и в чём, собственно, секрет популярности обучающих видео на Ютубе.

 Как появилась идея записывать и выкладывать уроки по физике в открытую сеть?

Всё началось с карантина, который объявили у нас в школе. Физика – это такой предмет, который нежелательно пропускать, поэтому чтобы ребята не отставали, я записывал уроки на видеокамеру и выкладывал в Интернет. Это был такой первый опыт по дистанционному обучению. Второй момент – дети, которые болели, просили, чтобы я показывал свои уроки им по Скайпу. Таким образом они могли видеть всё, что происходило в классе, даже показывали свои домашние задания.

Наш Ришельевский лицей внедряет программу дистанционного образования, поэтому за деньги лицея мы закупили профессиональную аппаратуру: цифровой микшер, две видеокамеры – для общего и для крупного плана, которые можно было подключать к компьютеру. Появилась техническая возможность вести трансляции через Ютуб. Раз уже аппаратура серьезная, то нужно было делать на ней и более серьезную работу. Так мы и начали записывать эти видеоуроки.

Много ли времени и сил Вы тратите на создание нового видео?

На самом деле, тут намного труднее процесс подготовки. Поскольку всё записывается вживую, нужно постоянно продумывать, что я буду говорить, некоторые вещи нужно показывать крупным планом, чтобы было всё хорошо видно. Даже само проведение урока выматывает, ведь чувствуешь себя, как на сцене. Сначала мы записывали просто прямой эфир, но это себя не оправдало, ведь иногда пропадал Интернет. Потом мы начали записывать всё на жёсткий диск и заливать это в Ютуб без какого-либо монтажа и обработки.

Часто ли случаются неудачные съемки? Что может испортить видео?

Сказать, что они неудачные не могу, ведь я снимаю живые уроки – такие, какие они есть, зритель присутствует прямо у меня на уроке. У меня во время съемки может что-то падать, один раз меня даже ударило током. Ну, ничего – выжил, поехали дальше.

Перед каждым уроком я говорю ребятам, чтобы они выключали свои телефоны, но один раз была ситуация, что у мальчика зазвонил в портфеле планшет. Из-за того, что он не отвечал по телефону, ему решили позвонить в Вайбере. В этом планшете динамик большой, и он начал тризвонить во время урока на весь класс. Бедный ребёнок растерялся, хотел его выключить, открыл портфель, а он ещё громче начал звонить. А в это время же идёт запись – у мальчика в глазах ужас, а я делаю красивый вид, что так всё и надо. Это же реальные уроки без прикрас – всякое бывает.

Как сами дети реагируют на то, что их уроки снимаются на камеру и выкладываются в Ютуб?

Детям нравится то, что идёт запись по двум причинам: во-первых, в классе тихо, то есть во время съемки шуметь они не могут. Во-вторых, они входят во вкус, когда их вызываешь к доске, им нравится, что на них смотрят другие люди. Некоторые дети даже иногда обижаются, что их не вызывают.

В октябре 2018 года с Вами произошла несчастная ситуация. Я имею ввиду случай, когда на Вас напали неизвестные, скинули с велосипеда и ограбили. Это как-то повлияло на Вашу деятельность?

К сожалению, из-за этой ситуации я не успел дописать некоторые темы с программы восьмого класса. Эти 10-15 уроков придётся писать уже в следующем году. А в остальном всё нормально, я вот сейчас в летнем лагере с детьми. Летом поедем в велосипедную экспедицию – всё вернулось на свои круги.

А какие видеоуроки мы увидим в новом учебном году и будут ли они вообще?

Когда выпустился мой одиннадцатый класс, я подумал, что гора с плеч упала и я не буду больше снимать уроки. Но потом на следующий год снова карантин, и я начал записывать уже седьмой класс. Мне уже было трудно остановиться ведь оказалось, что уроки с программы 7 класса были больше востребованы, чем другие и там было больше просмотров.

Программа первого семестра седьмого класса отсутствует, как раз из-за того, что мы начали его писать во время карантина. Вот как раз в сентябре и будем снимать семиклассников. Это, конечно, очень сложно будет, потому что дети только поступили в лицей, они ещё диковатые после своих школ, плохо друг друга знают. Но мы рискнем, попробуем.

Мы знаем, что кроме учеников Ришельевского лицея, видео также смотрят и люди с других уголков страны и мира, в разной возрастной категории. Чем так привлекают их уроки физики?

В моих видео есть эффект присутствия, а это то, что как раз многим не хватает. Многие дети говорят, что их учитель на них кричит на уроках или что-нибудь такое. Я же провожу свои уроки спокойно, мне самому интересно то, что я делаю. А что касается студентов, которые тоже смотрят мои видео, видимо им просто удается повторять школьный материал таким образом. Ну, а многие учителя с других городов страны, используют эти материалы для подготовки, чтобы что-то перенять.

Что касается подписчиков из других стран – на втором месте после Украины видеоуроки по физике смотрит Казахстан, Туркменистан и Узбекистан. Они учатся по этим урокам: видимо, в странах востока образование не такое, как у нас в Украине и для них это представляет особый интерес. Они выражают мне большую благодарность за эти уроки. Кроме этих стран также смотрят Ютуб-канал жители Беларуси и Соединённые Штаты Америки, где много наших украинцев.

Есть ли в подписчиков любимые темы по физике?

Дело в том, что есть темы, которые просто идут тяжело. Чаще всего это некоторые разделы механики и электричества. Эти темы пересматривают несколько раз и, судя по количеству вопросов и просмотров, они наиболее востребованы. Рекордное количество просмотров на видео: «Как работает транзистор?» или же «Законы постоянного тока».

Популярность Вас застала неожиданно. Узнают ли Вас сейчас на улицах одесситы?

Да, буквально позавчера я закупал билеты для велосипедной экспедиции в групповой кассе нашего ЖД-вокзала. Кассирша, которая там работает, говорит: «Ой, я Вас знаю, Павел Андреевич. Вы учитель с Ришельевсокго лицея, мой племянник смотрит Ваши уроки». Также был один раз случай: еду на велосипеде по Трассе Здоровья, а меня останавливает какая-то молодая женщина: «Вы и здесь катаетесь? А я Ваши уроки смотрела». Вот такая она, популярность.

Чем ещё занимаетесь кроме ведения Ютуб-канала?

Я люблю очень ходить в походы с детьми. У нас есть в лицее замечательный проект – это экологическая экспедиция. На 10-12 дней 70-80 человек отправляются в какой-нибудь интересный уголок Украины. В этом году мы с детьми едем на реку Серет (приток Днестра). Там дети занимаются различными несложными исследованиями: картографией, астрономией, делают солнечные часы. Ещё мы ездим в велосипедную экспедицию по каким-то интересным местам. В такое путешествие мы берём не больше десяти детей. В этом году мы едем по Дворцово-парковому ансамблю в Черниговской области. Я снимаю с этих экспедиций фильмы, которые также мы выкладываем на этом Ютуб-канале.

Как замотивировать ребёнка учить физику?

Вы знаете, дети идут за учителем. Если учителю интересен его предмет, то и интерес переходит к детям. Мне очень нравится физика, я не могу скрыть этого, особенно во время уроков. Надо любить своё дело и тогда остальные тоже будут относится к нему хорошо.

Ютуб-канал Павла Виктора существует с 2014 года. За это время там появился углублённый онлайн курс по физике по программе девятого, десятого и одиннадцатого класса. Теперь учитель добавляет видеоуроки по программе семиклассников и восьмиклассников.

В прошлом году 25 октября учителя физики столкнули с велосипеда и ограбили трое неизвестных. Это произошло под железнодорожным мостом на Люстдорфской дороге. В результате Павел Андреевич получил перелом шейки бедра. Врачам удалось успешно прооперировать мужчину, после восстановления Павел Виктор снова продолжил заниматься съемкой видеоуроков по физике.

Источник