Нововведения для абитуриентов-2016

17:40, 22 июня 2016

Согласно данных пресс-службы МОН, поступающих и вузы в 2016 году ждет восемь изменений, которые будут отличать этот вступительный год от предыдущих. О них во время регионального совещания-семинара по вопросам организации и проведения приема на обучение абитуриентов в 2016 году рассказала первый заместитель Министра образования и науки Инна Совсун.

В текущем году будет осуществляться набор по новым единым перечнем отраслей и специальностей, который был утвержден в 2015 году.
“Раньше абитуриент поступал на более узкую специальность, что ограничивало возможность изменить образовательную траекторию в будущем. Кроме того, это изменение открывает новые возможности вузам для разработки собственных образовательных программ”, – подчеркнула Инна Совсун.

В 2016 году полностью отменили внеконкурсное поступление и целевой прием. Соответственно, все участники вступительной кампании будут проходить конкурсный отбор. Однако есть некоторые категории граждан, которые по объективным причинам нуждаются в поддержке государства. Эти абитуриенты будут поступать по конкурсу, но на основе других видов вступительных испытаний.                                                                                                                                                         Объем квот университеты будут определять на свое усмотрение. Министерство образования и науки Украины лишь установило максимальный порог, а именно, ВУЗЫ на территории Донецкой и Луганской областей могут отвести под квоты до 30% от государственного госзаказа, все остальные ВУЗЫ – 10%.

Еще оно нововведение. Благодаря ему места в вузы будут приносить поступающие, которые их завоевали.
“В прошлом году мы испытывали подобную модель, когда объем мест госзаказа в университете корректировался относительно популярности среди студентов с более высокими баллами ВНО. Тогда произошло укрупнение потоков по государственному заказу, то есть сильные университеты получили бы больше мест, менее популярные – меньше, что, в принципе, было заложено в основу закона о высшем образовании”, – отметила Инна Совсун.
Данная модель будет реализовываться лишь на дневной форме обучения (набор на І курс) по всем образовательным уровням, помимо набора на младшего специалиста.

Также в этом году будут полностью устранены очереди, которые в предыдущие годы создавались при сдаче документов.
В этом году прием документов на поступление по результатам ВНО будет осуществляться исключительно в электронной форме. Каждый абитуриент сможет загрузить свои документы сидя дома, или в любом другом месте, где есть компьютер и доступ к Интернету. Те абитуриенты, которые по некоторым причинам не смогут  подать самостоятельно свои документы, смогут это сделать в выбранном ими вузе при помощи специалистов.

МОН сделало акцент на профориентацию будущего студента.
Так, в 2016 году абитуриент может подать 15 заявлений на 5 специальностей по госзаказу на дневную форму обучения в любые университеты по собственному желанию.
“Если будущий студент хочет стать врачом и давно определился со своей будущей профессией, зачем ему подавать документы на другие направления? Логичнее, если он подаст все пятнадцать заявлений на выбранную специальность в разные университеты, чем увеличит свои шансы на поступление. Именно это мы и сделали в этом году”, – пояснила Инна Совсун.

Также вводится эксперимент для поступающих в магистратуру.

Эксперты, международные организации и девять университетов, что согласились принять участие в этом пилотном проекте, практически весь год разрабатывали тест для специальности 081 Право. В учебные заведения, принимавшие участие в разработке, поступление в магистратуру на «Право» будет осуществляться по результатам внешнего теста. В будущем это даст возможность обеспечить более равные условия для поступающих на эту специальность, сделать прозрачным поступление в магистратуру.
“Меня часто спрашивают, возможно ли будет запустить подобный набор и на другие специальности. Лично я считаю, что при наборе на магистратуру на большинство специальностей ввести подобную систему невозможно. Одна из ключевых идей реформы в сфере высшего образования – расширение автономии высших учебных заведений, что, в первую очередь, касается разработки образовательных программ. Унифицированный экзамен на магистратуру может полностью нивелировать эту автономию. Но есть специальности, по которым степень унификации есть и должен быть высоким, например, так называемые регулируемые специальности: медицина, военные специальности и тому подобное. То есть перечень специальностей, для которых такая форма экзамена оправдана и есть смысл продолжать работу в выбранном направлении дальше”, – отметила Инна Совсун.

Еще одно новшество – студент управляет своим образованием.
В этом году третий предмет для поступления по результатам ВНО абитуриент будет выбирать из “линейки” предметов, предложенных высшим учебным заведением. То есть 2 предмета фиксировано определяет ВУЗ, а третий, среди предложенных вариантов, – поступающий. “Линейку” на свое усмотрение будут определять высшие учебные заведения.

Все изменения и нововведения призваны сделать обучение студента более свободным в выборе направлений своего дальнейшего развития и будущего.