Татьяна Слюсарь: “Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь”

11:04, 29 марта 2018
Женщина года

В народе говорят, что писатель живет в своих книгах, художник – в своих картинах, а учитель – в мыслях и делах своих учеников. Он зажигает в детских сердцах желание познавать мир, отдает свои знания, любовь своего сердца, чистоту души, сеет в детские души зерна не только знаний, но и лучших человеческих качеств. Все это – о директоре Арцизской общеобразовательной школы I-III ступеней № 5 Татьяне Слюсарь, которая стала победителем районного конкурса “Женщина года” в номинации “Женщина на образовательной ниве”.

Татьяна Николаевна – учитель с 27-летним стажем, специалист высшей категории, имеет звание «Старший учитель». Она в совершенстве владеет теорией и практикой школьного управления и ориентирует свою деятельность на повышение уровня образования и воспитания учащихся, создание условий для повышения профессионального уровня педагогов. Педагог активно внедряет в учебно-воспитательный процесс современные инновационные формы и методы работы. Ее личная заслуга – создание благоприятных условий для проведения предметных районных олимпиад, конкурса «Знатоки иностранных языков», районного конкурса «Учитель года», заседаний методических объединений при проведении районных конференций педагогов. О выборе профессии, о трудовой деятельности и воспитанниках — далее наш разговор с Татьяной Слюсарь.

— Татьяна Николаевна, расскажите, пожалуйста, почему Вы решили стать учителем?

— Интерес к профессии учителя у меня проявился довольно рано. Примером для меня была моя первая учительница Балабан Дина Васильевна. Лучезарные глаза, поставленный голос, доброжелательное отношение к каждому ученику, интересные уроки, совместные прогулки, экскурсии, праздники — все это сохранилось в моей памяти. Выбор профессии был очевиден, я решила, что стану учителем и буду похожа на свою первую учительницу. Потому при выборе вуза не было никаких сомнений. Поступив в педагогический институт, я была рада, что приближаюсь к своей цели. Но оказалось, что институт не выпускает «готовых учителей» — это я поняла, как только переступила порог школы. Передо мной возникла новая проблема: как стать настоящим педагогом, умеющим не только хорошо объяснять материал, но и наставником, которого будут искренне любить и уважать ученики, которому будут доверять своих любимых детей родители.

Не все становятся гениями педагогического труда. И я не отношу себя к ним, но искренне стремлюсь быть человеком порядочным, честным, в оценке себя принципиальным, но терпимым к недостаткам детей. Постоянно работаю над самореализацией, стремлюсь раскрыть все свои потенциальные возможности и помочь это сделать своим ученикам. Вот ответ на вопрос, почему я стала учителем.

 — У Вас есть личный рецепт успеха? Расскажите о нем.

— Звание учителя трудно пронести через всю жизнь. Ты весь на виду, как на «ладошке», каждое твоё движение, каждый твой шаг «под прицелом». Как бы плохо тебе не было, ты обязан быть собранным, подтянутым, улыбчивым. Профессия обязывает.  Я думаю,  что учителю надо много работать над собой, чтобы уверенно войти в класс и сказать: «Здравствуйте, дети! Я ваша учительница…» Желание ребёнка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Без интереса к личности учителя нет интереса к учению. Я считаю, что девизом каждого учителя  должны стать слова: «Нести людям свет, сеять добро, дарить любовь».

 — Каков ваш жизненный девиз?

— У каждого свой путь, свое призвание. Для меня – это школа. Это то место, где я могу передать свою огромную любовь к детям, то, чем живу сама. Как-то я прочитала слова Л. Н. Толстого, которые запали в мою душу: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Я думаю, моя  профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет мне стоять на месте. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. А бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними. Анализируя свою работу, понимаю, что с одной стороны знаю достаточно, а с другой – практически ничего. Ещё многому предстоит научиться, многое понять. Главное — не останавливаться, идти вперед.

 Быть творческой личностью и одновременно руководителем очень сложно. Какими качествами должен обладать хороший руководитель?

— Современный директор – это менеджер, стратег, понимающий современные тенденции образования, умеющий предвидеть будущее. Директор должен сам постоянно развиваться и совершенствоваться и вместе с тем работать над развитием творческой атмосферы в школе, культивировать у подчиненных интерес к инновациям и новшествам. Но что может сделать директор один, даже если он самый-самый? Важно уметь подбирать команду. Руководитель добивается  чего-либо  только благодаря своим подчиненным. Поэтому  одна  из  главных  составляющих эффективной работы руководителя – умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. Конечно, современный директор – это ключевая фигура в сфере образования, так как он представляет интересы государства в школе и одновременно интересы школы перед государством и обществом. Директор выстраивает взаимодействие, общение, связи между учащимися, родителями, педагогами, органами управления. Современный директор школы должен иметь не только профессиональные компетенции, которые позволяют ему быть эффективным руководителем, но и личные качества, такие как упорство и настойчивость, уравновешенность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе. И обязательно должен быть творческой личностью.

— С какими трудностями Вы чаще всего сталкиваетесь в своей работе?   

— Главная задача руководителя любой организации, в том числе и директора школы, – это интеграция и обучение персонала. Хороший директор должен по возможности нанимать лучших и обучать тех, кто уже работает. Сегодня много внимания уделяется компетенциям, навыкам учащихся, но они не воспитываются в рамках одного предмета, это результат групповых усилий, а группу нужно создать. Каждый учитель занимается только своим предметом. И если кто-то может решить возникшие проблемы – так это директор. А у директора на работу с коллективом остается мало времени. Полномочия у директора по закону огромные, но возможности ограничены. Маятник должен качнуться в другую сторону — увеличения реальных полномочий и большей независимости. Директор должен больше работать с коллективом. Но на это ему надо и больше времени.

 — Каким Вы видите будущее Вашей школы?

— Я вижу ее школой, которая приобретёт значимость наравне с лучшими школами нашей области, страны. Каждый будет гордиться своей школой, многие будут желать учиться именно в Арцизской школе № 5. Будет построен новый корпус с современным спортзалом, актовым залом. У детей появится больше возможности проявлять свое творчество и способности. Что касается технической оснащенности, то все кабинеты будут снабжены необходимым оборудованием на высшем уровне, простым в использовании и выполняющим целый ряд разнообразных функций. Каждый класс будет обеспечен минимумом, состоящим из следующего: компьютер для учителя, ноутбук для ученика, принтер, интерактивная доска, проектор. Вместо книжных учебников учащиеся будут обучаться по специальным удобным электронным книгам, не несущим никакого вреда здоровью. Учителя – мастера своего дела, обладающие высокой эрудированностью во всех областях знаний. Учащиеся и учителя поддерживают общение, тесно взаимодействуют друг с другом, не теряют чувство уважения. Школа воспринимается тем местом, в котором уютно, надёжно и спокойно. Каждый ребенок счастлив в ней и с нежеланием покидает её. Таким я представляю  будущее нашей школы.

— Какие качества надо воспитывать в себе ученикам, чтобы стать успешными в жизни?

— Чтобы стать успешными во взрослой жизни, ученики должны научиться  ставить цели.  Для того чтобы поставить цель, нужно определиться, чего хочешь. Необходимо иметь высокую самооценку и обязательно быть оптимистом. Также очень важно умение красиво и грамотно говорить. Прежде чем применять свой дар красноречия, нужно быть уверенным в своих словах, а значит, нужно сформировать собственное мнение. Трудолюбие, самостоятельность, ответственность, умение ценить время и, конечно, воображение, фантазия – вот основные качества успешного человека. Но самое главное – ответственность. Чтобы не испытывать трудностей и избежать проблем в жизни очень нужно развивать это качество с самого раннего возраста. Каждый должен отвечать за все слова и поступки. Если обещал, то должен выполнить.

— На какой вопрос Вам хотелось бы самой ответить, но Вам его никогда не задают?

— На вопрос о том, какое самое главное условие для того, чтобы дети чувствовали себя комфортно в общении с учителем. На одной из недавних встреч с родителями будущих первоклассников прозвучала фраза, что самое главное для учителя – любить детей. Да, несомненно, это очень важное условие. Но главное – уважение к ребенку. Педагог обязательно должен уважать своего воспитанника, видеть в нём личность и уметь распознать в нём положительные черты характера, чтобы потом умело опираться на них в общении с ребёнком. Дети чувствуют уважение и, видя пример своих педагогов, начинают отвечать взаимностью. Учитель и ученик должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным, но ни один из них не должен стоять над другим. Для меня нет вопроса, должна ли быть дистанция между учителем и учеником. Спору нет, должна. Но это не стена, не барьер, которые нельзя перешагнуть, а более высокая ступень, на которую тебя подняли сами ученики – уважение. Об этом должны помнить и родители, воспитывая своих любимых детей.

— Чем стал для Вас конкурс «Женщина года»?

— Сам конкурс и победу я рассматриваю и ощущаю с двух сторон. С одной стороны, это итог многолетнего труда на педагогическом поприще и накопленный опыт, чему я, несомненно, рада, а с другой – это большая ответственность. Мне посчастливилось взять такую высокую планку, которая накладывает на тебя обязательство в дальнейшем соответствовать ей.